В период 2016-2017 годов компания шимано вывела на рынок новое поколение средне-бюджетных катушек построенных на единой схеме механизма. Это - Shimano Sedona FI, Sahara FI, Nasci FB и, формально, Ultegra FB.
Последняя, при этом, внутренне значительно отличается от первых, но, тем не менее, она так же может быть отнесена к «катушкам для народа» с ценой в диапазоне $50-100. Хотя, если внимательно посмотреть схемы, то это очень близкая родственница более дорогой катушки Shimano Stradic FK. Но ниже поясню почему я ее упоминаю именно в данном контексте «бюджетности». Ну, а на более низкой ступени иерархической лестницы расположились новое поколение Shinano Nexave FE и Sienna FE с ценой менее $50 использующие в своей основе прошлое поколение схемотехники. Впрочем, не суть.
Итак. Нас интересуют: Sedona – Sahara – Nasci. Вероятно, это будут наиболее популярные модели шимано у эконом-рыболовов в ближайшем будущем. Катушки отличаются между собой нюансами комплектации и внешней "косметикой". В остальном же они технические «близнецы».
Shimano Sedona – три подшипника на главной паре, в некоторых размерах фрикцион с меньшей нагрузкой.
Shimano Sahara – четыре подшипника на главной паре, то есть практически тот самый знаменитый X-Ship, полноценный пакет фрикциона во всех размерах, плюс «желтый» ролик лесоукладывателя, плюс подтормаживатель свободного вращения ротора при открытой дужке.
Shimano Nasci – ко всему перечисленному добавляется защита от попадания воды (порой нужная вещь, кстати).
У всех в ролике лесоукладывателя изначально стоит вместо подшипника простая металическая втулка. В принципе, её вполне достаточно для нормальной эксплуатации катушки, но многим нашим рыболовам подшипник нравится больше. Соответственно, возникает желание произвести апгрейд данного узла. Так как в моих руках на тот момент была катушка Сахара FI C3000, то и я решил попробовать провести подобную замену.
И вот ниже предлагаю несколько зарисовок к данному процессу. Всё исключительно ИМХО и не претендует на истину. Делал для себя и с учетом «своих тараканов». Так что за последствия ответственности не несу, претензии не принимаю.
Начнем с того, что в ролик лесоукладывателя абы какой шарикоподшипник не поставишь. Нужен более-менее приличный, который бы стойко переносил тяжелые условия работы – высокие скорости вращения, вода, грязь. А это по деньгам уже рублей от 500 за шт. в настоящее время. Для себя сделал выбор в пользу подшипника от японской тюнинг-компании «Hedgehog Studio». Не самый-самый из их ассортимента, но – нержавеющий, закрытого типа, высокоточный. Примерно так же стоит и оригинальный подшипник от Shimano.
Самый простой вариант, исходя из информации в сети интернет – вынимаем втулку, ставим подшипник. Но есть пара нюансов…. Подшипник как бы остается «висеть» на оси без упора. И появляется некоторый дисбаланс вращения ротора при быстрой работе катушки. Сказывается разница массы подшипника и втулки примерно в ~0.7 грамма. Последняя тяжелее подшипника. Попробовал. Не понравилось...
Более технологичный вариант – вынимаем втулку, ставим подшипник, ставим Т-образную упорную стальную шайбу (оригинальную, шимано).
Подшипник получает упор, а масса шайбы компенсирует вес изъятой втулки. Но, к сожалению, легкий дисбаланс ротора остался… его почти незаметно, но он есть. Можно оставить как есть, на рыблке вы его скорее всего вообще не ощутите. Но решил пойти дальше и окончательно отбалансировал ротор добавлением грузика. После чего получил его ровное вращение при любых скоростях. На этом варианте и остановился. Кстати, на фото шайбы лежат - они не от данного узла, просто в кадр попали.
Но наиболее правильным вариантом, как показалось в теории (в руках ,увы, не держал...) будет – установка тюнинг-комплекта от той же "Hedgehog Studio". Он включает в себя новую обойму, подшипник и две шайбы-проставки. Если судить по фотографиям из описания, должен и подшипник хорошо встать с упором и массы будут компенсированы. Но это в теории…
Так же еще один возможный вариант – детали от упомянутой в самом начале новой Ультегры. Именно за счет установки аналогичной бюджетной дужки она формально и была отнесена к этим катушкам. Вот только ролик у нее уже имеет подшипник в своем узле. И, судя по фотографиям, там используется еще парочка деталей которых нет у варианта с втулкой. Но это опять же лишь теория… на практике смогу сделать сравнение узлов несколько позже, когда такая катушка будет на руках. Вдруг есть какие-то отличия у дужек в реальности.
Если есть желание, то и сальник защитный на шток поставить не проблема. Чуть меньше грязи будет внутри.
Но это уже из категории "необязательного тюнинга". А вот действительно полезным для этих катушек будет апгрейд кноба рукояти. Изначально он вращается на двух пластиковых втулках, которые можно заменить на шарикоподшипники. Это улучшит и тактильные ощущения от работы с катушкой и продлит жизнь рукояти, так как не будет износа посадочной оси под ними и, как следствие, появления люфта кноба. Возможно, при замене понадобяться регулировочные шайбы, но это уже в зависимости от ваших требований к люфтам и т.п. Для апгрейда данного узла уже можно попроще подшипники применить, соответственно, и подешевле. Но китайские дешевые всё равно лучше не использовать, для себя ведь делаем.