О перемещении на машинах по льду.Этим постом автор хочет поделиться своим опытом по перемещению на льду на автомобиле в период ледостава на акватории Малого моря, в частности залива Мухор, залива Провал и дельты Реки Селенги. Так же хочется выделить отдельные причины провала автомобилей.
Не стоит считать этот пост 100% гарантией безопасности на льду, ибо обстановка на Байкале может кардинально меняться, но соблюдение этих правил поможет Вам не пополнить ряды провалившихся или еще что хуже – утонувших.
По времени года можно разделить 3 вида провалов:
1) Осенние (выезд на лед тонкой толщины, попадание на участок расхождения льдин, въезд в «линзу»)
2) Зимние (заезд в трещину, воздушный пузырь, «линза»)
3) Весенние (заезд в пропарину, либо на участок черного, пропитавшегося водой последнего льда)
Но обо всем поподробнее.
Основных два правила, которые должны быть соблюдены при перемещении на льду – это:
1) Нельзя ездить по льду пьяным.
2) Нельзя ездить по льду в темное время суток.Сочетание этих двух пунктов в одно дают огромный шанс вам пополнить ряды двухсотых. Как пример – мужики поехали из Зуун-Хагуна в Сарму вечером за добавкой, - утонули у Улана.
Я бы сказал, что 60% провалов под лед происходит в состоянии алкогольного опьянения. 40% от незнания особенностей Байкала. При совмещении и этих двух факторов риск плавания увеличивается многократно.
Для начала представлю карту залива Мухор с указанием мест пропарин, которую неоднократно выкладывали в нескольких темах.
Запомните, изучите все названия заливов, мысов, островов, ибо я буду часто их упоминать, особенно запомните четыре страшных названия:
1) Мыс Улирба
2) Мыс Улан
3) Шидинский мыс
4) Островок ХанукДва первых названия должны вселять у вас не просто страх, а животный ужас.
К этим мысам и островку приближаться запрещено в любое время года. Около них всегда образуются течения и лед там всегда тоньше, чем на основной акватории Мухора. Зимой лед в этих местах встает позже и нарастает медленнее, весной быстрее всех распаляется.
Так же у меня железное правило - к любым выдающимся скалам и мысам не приближаться ближе 200 метров.
Итак – осень. Все ждут становления льда и с перволедком устремляются на лед залива Мухор, чтобы насладиться ударом по кивку и звоном лески в пальцах от первого окушка. В данное время все передвигаются пешком с санками. Лед от 5 до 10 см. Лед поет, слышны гулкие удары. В данное время можно с легкостью зажмуриться, если пропустишь момент, когда с моря налетит ветер, погонит волну по открытым участкам Малого моря, раскачает и сломает перволедок в Мухоре. Поэтому по перволедку рекомендую рыбачить только до линии – Мыс Мандерха – Шида. До этой линии перволедок по моей памяти никогда не разламывало.
Постепенно во второй половине ноября лед крепчает, нарастает, по льду начинают кататься буряты на мотоциклах и при толщине 25 см на лед Мухора начинают выезжать первые автолюбители. Осенний лед самый крепкий. 25 см легко держит легковой автомобиль, но поскольку некоторые джипы весят далеко за 2.5 тонны, то я выбрал для себя оптимальную безопасную величину, на которую я выезжаю на лед – 40 см. (Вспоминая, как однажды по молодости проехали по льду 12 см на королле. Лед трещал, но выдержал. Какие мы были тогда безголовые идиоты.) Однако, чем ближе в сторону открытого Малого моря, тем лед тоньше. Не забываем про Улирбу, ибо при 40 см в Шиде у Улирбы будет всего лишь 15. Начинают формироваться первые становые трещины от Тогота до Щучьего камня, возможна заподлянская трещина от Улюрбы на Шиду. Почему заподлянская?.. потому что в 13 году она не встала торосом вверх, а прогнулась вглубь воды. Соответственно получилась так называемая «линза». Сверху естественно выступила вода и замерзла свежим слоем на 2 см. В эту «ванну» и угодил автор этих строк ПЕШКОМ!.. Ибо граница старого и нового льда не была заметна. В руках был нож, быстро выскребся на твердый лед, замочил только живот и ботинки. Но о линзах позже. Итак, по первому виду провалов – как выезд на лед тонкой толщины больше рассказывать нечего. Открытый Байкал парит, и особого желания у народа подъезжать к кромке тонкого льда нету. Ну или есть. Случаев провала в ноябре у кромки я не помню.
В начале декабря лед окончательно окреп в глубине залива Мухор, встал в Куркутском заливе, начал замерзать пролив Ольхонские ворота и схватывается постоянно разбиваемый волнами Хужир-Нугайский залив у большого и малого Тойников. Вот тут начинает встречаться западло в виде разрывов между разбитыми льдинами, затянувшимися свежим тонким льдом. Заметить и предотвратить это невозможно. У малого Тойника в декабре было много случаев попадания машин в свежие разрывы между старыми льдинами. Как предотвратить?... Никак!.. До новогодних праздников не советую ездить в Хужир-Нугайский залив мимо малого Тойника с Мухора. Если уж так хочется – заезжайте с Сармы, но близко к Улюрбе, Хануку и Тойникам не подъезжайте. Попасть в разрыв между старыми льдинами – элементарно.
Отдельно хочется отметить этот вид проваливания машин в заливе Провал. В 2013 году со стороны моря через прорву у отмели Сахалин выломало приличный кусок 30-сантиметрового льда. За сутки размолотые льдины снова сковало, но появились обширные пятаки разрывов, которые затянулись пленкой нового льда, плюс прошел снежок. В следующие выходные некоторые машины пошли уже на свои точки, на которых они рыбачили в прошлые выходные, по своему же треку GPS и рухнули.
Предотвратить такие провалы в «Провале» можно. В современное время городской житель вооружен гораздо лучше, чем местный, который смотрит на Байкал из окна своей избы. Я говорю о волшебном сайте
http://eostation.irk.ru/Идем по меню: Данные Modis – По тематике – Лесные пожары – Иркутская область-Юг.
Вам открывается страница со спутниковыми снимками Байкала, которые выкладываются ежедневно. Ежедневно от 1 до 4-х фотографий в разном фильтре. Сравнивая их вы можете оценивать ледовую обстановку оперативно. Сравните фотку Провала до вылома 11 декабря
и после вылома льда 18 декабря
.
Видел бы эти фотки местный житель с Оймура – не лежал бы сейчас в земле. Да и мы рвались ловить окуня на Бугры, но вовремя скорректировали планы. Ввиду мелкого масштаба разглядеть становление льда в Мухоре сложно, но можно. По Провалу все просматривается хорошо, при отсутствии облачности.
Итак, заканчивается декабрь, полностью встает залив Малое море. Закрывается пролив Ольхонские ворота. В Мухоре уже лед сантиметров 80. Здравствуй Новый Год.
На новогодние праздники на турбазы съезжается народ отметить каникулы, рождество. В Куркутском заливе много баз отдыха, они не пустуют. Однако Куркут популярностью не пользуется у рыбаков, и все едут в Мухор. Путь лежит через горку, однако карабкаться на низких машинах многим лень и народ смело начинает объезжать горку из Куркута в Мухор по льду мимо мыса Улан. Там и в январе из за ключей и течений лед тонкий. Здравствуй жидкая водичка.
Итак, еще раз взгляните на карту Мухора. Еще раз найдите мыс Улан и мыс Улирба. И больше никогда в жизни к ним не подъезжайте в любое время года.
Особо для непонятливых: Никогда и ни в какое время года не подъезжайте близко или не проезжайте мимо мысов Улирба и Улан. Паровозом идут Уляхта, Кобылья голова, и другие выдающиеся в море мысы. Даже маленький мыс Бурлюк.
В январе Байкал полностью покрылся льдом. Он нарос до полуметра даже в большом Байкале. Все?.. можно выдохнуть?... НЕТ! Переходим к разделу
«Трещины». Трещины на Байкале образуются из-за расширения и сужения льда. То есть, как любое твердое тело при нагревании он расширяется, при охлаждении - сужается. Пятый класс, вторая четверть, физика. То есть ночью при падении температуры трещины расходятся, днем схлапываются, лезут друг-на друга, образуются торосы, происходят подвижки льда. То есть иной раз разошедшаяся трещина не может сойтись так, чтобы не было разрыва. Соответственно получается щель с водой. Может быть 20 см, а может быть и 2 метра. И вот автолюбитель, ища просвет в торосе и думая, – где бы ему проехать торос? - видит гладкое место и направляет колеса туда. А там схватилось только на 5-10 см. Получает бульк морды и начинает бегать за досками. Получится закорчевать – вытащит. Не получится – машина уйдет под лед.
Ну а в отдельных клинических случаях вкупе с алкоголем можно наблюдать следующую картину.
Границы монолитного льда и трещины всегда четко видны. Никогда нельзя пересекать трещину сходу, не проверив толщину льда в разрыве. Делается это очень просто. Достается ледобур из машины и проверяется толщина льда в разрыве. Есть 30 см – проезжай. Нет 30 см – ищи другой проезд.
Есть еще одно такое западло, как трещина без торосов. Я слышал рассказы, что такие трещины не видны даже с 50 метров, машины сходу в них влетают, отрывают колеса себе. Честно говоря, я с такими трещинами не сталкивался. Всегда трещину сопровождают торосы, линию которых можно увидеть задолго до встречи. Хотя как знать, такие чистые трещины может быть имеют место быть. Хотя стоп, вру… Была как-то такая трещина по весне от мыса Улан на Кобылью голову. Расходилась за ночь см на 20-30. Вроде Юдалевич даже там подвеску у логана побил.
Некоторые видели на ютюбе видео перепрыжек, я бы даже сказал «перелет» трещин на скорости ближе 90 км в час. Я такие действия не поддерживаю, ибо если что-то пойдет не так, то остановиться машина уже не сможет, оторвете переднюю подвеску и сломаете все ребра об рулевое колесо. Насладиться подводными красками и животным миром зимнего Байкала вряд ли получится, так как наверняка сознание вырубится.
Вообще в Мухоре становятся несколько постоянных становых трещин, которые показаны на карте. Посмотрите её еще раз. Первая трещина от Черноруда проезжается под правой скалой. (Это не пересекается с запретом подъезжать к скалам, та скала не выдается сильно в море). Вторая может встать, может не встать. Обычно тоже проезжается правее. Как правило - они обозначаются знаками МЧС «Проезд Запрещен».
В заливе Провал становая трещина образуется только у мыса Облом, до неё ни разу не приходилось доезжать. Ну и в 500 метрах от съезда у д. Оймур обычно распускается небольшая, см 10-15 трещина. Которая без проблем проезжается.
Так же хочется отдельно сказать, что при попадании в «живую» трещину, если автомобиль не ушел на дно, трещина может хорошенько его прожевать, как этот уазик у Ушканов.
Про пересечение Байкала. Автор пересекал Байкал на машине несколько раз в конце февраля – начале марта в районе Крестовского мыса на Энхалук, и с Бугульдейки в Дельту Селенги. Целью пересечения было сокращение времени по перемещению из Иркутска на Бурятскую сторону. Сразу скажу, что ни в одном случае не удалось сократить время, а иной раз оно удлинялось на 2-3 часа. Основное полотно Байкала на джипе пересекалось за 40-60 минут, но в прибрежной зоне как со стороны выезда, так и со стороны приезда приходилось тратить очень много времени на поиск проезда между торосами и преодоление становых трещин с работой пешней и забуриванием контрольных лунок. Иной раз машина влетала в снежный нанос, и приходилось долго откапываться. Для себя был сделан окончательный вывод, что если хочешь поехать на рыбалку в район дельты Селенги и залива Провал – езжай по дороге. Можно сократить время – имея уже разведанный трек через Байкал, но в конце пути вам на следующий день может встать такая картина.
Опять время будет потрачено на поиски другого пути. Романтика и «я сделал это!!!» давно прошло, теперь ездим по дороге.
Весной, когда лед начинает менять свою структуру и пропитываться водой появляется очередной всплеск утопленников. Весенний лед хрупок, неоднороден, весь испещрен воздушными карманами. Однако его толщина, накопленная за долгую зиму свободно позволяет передвигаться по нему автомобилям. При этом соблюдаются следующие правила:
1) Приехав на водоем, гляньте, сколько машин на льду, если много – смело езжайте на лед.
Теперь забудьте это правило. Посмотрите на него еще раз и снова забудьте. Вбейте себе в мозг – это очень фиговое правило весной! Ни в коем случае нельзя ориентироваться на другие автомобили весной. Если по зиме лед нарастает, и можно двигаться по следам чужого автомобиля, то весной лед тает и разрушается. И если в одно время прошел спокойно автомобиль, то через час на этом месте может случиться провал в кашу. Да и вес автомобилей каждого разный.
Итак, приехав на Мухор в конце марта или в апреле, вы увидели много автомобилей на льду. Нормально, но не стоит расслабляться. Весной заезды на лед в Мухоре следует производить только в местах с пологим выездом на берег. Это Шида, Зуун-Хагун, Мандархан. Заезд весной со стороны Черноруда связан с болотиной и грязью, в Сарме близко подходит скала и там заезд быстро приходит в негодность.
Подъехав к съезду - возьмите бур – отойдите 100 метров от берега пешком и забуритесь. Если верхний слой сухого льда составляет 50 см, а дальше идет мокрый лед, то еще можно выезжать на лед легковым автомобилем до 2-х тонн. Некоторые могут сказать – да фигня типа, мы по 20 см гоняли весной, все было зашибись. Отвечу – лед уже не имеет той однородной структуры. Снизу, к примеру, в районе малой сковородки длинные водоросли подходят прямо под нижнюю кромку льда и в таких местах лед вообще быстро распаляется. Поэтому и надо иметь хоть какой-то двойной запас прочности. Так что если сухой лед составляет менее 50 см весной – оставьте машину на берегу и прогуляйтесь с саночками, потренируйте ноги.
Теперь снова смотрим на карту Мухора. Вспоминаем мыс Улирбу и мыс Улан, эти два кладбища автомобилей. И весной объезжаем их не только за 200 метров, а за километр!!!.. там уже гуляет открытая вода, и с каждым днем площадь открытой воды увеличивается. Гляньте вот апрельский снимок
Так же вспомните еще раз волшебный сайт
http://eostation.irk.ru/ . Весной он тоже хорошо выручает. Вот посмотрите, как однажды мы пешком порыбачили по последнему льду на 1 мая. Осталась полоска льда от Зуун-Хагуна до Шиды. Везде вокруг была уже открытая вода. Информирован – вооружен!!!
Про выезды-заезды. Лед всегда быстрее тает у берегов. Поэтому выехав утром на лед, к вечеру на этом месте можно обнаружить кашу шипящего льда. Это касается отморозков, которые до последнего гоняют на машинах в районе омулевых камчаток. В Мухоре выезды в бухтах с пологим берегом всегда остаются в норме. (Шида, Зуун-Хагун). Помним про правило 50 сантиметров сухого льда. На берег в этих местах всегда вернетесь. У бурятов, которые гоняют по льду за сетями до самого последнего – есть правило: «по белому едем, а черные пятаки объезжаем». Однозначно при наличии черных пятен на льду туда на машине нельзя соваться ни в коем случае. А местных жителей, пользующихся этим правилом потопло немало.
Отдельно еще хочется сказать, что если вы едете, а вам вдалеке люди начинают махать руками – то это они НЕ просят у вас помощи, они НЕ зовут вас к себе на рюмку чая. Они предупреждают об опасности, срочно остановитесь. Ибо будет так, как на видео..
Ну вот вроде и все.
Осталось рассказать про
«линзу». Это заподлянский вид тороса, когда трещина не вздымается вверх, а заваливается вглубь воды, свежая вода выступает сверху, замерзает свежим слоем льда и маскирует свои границы. Предотвратить заезд в неё практически невозможно, но остается только успокоить Вас, что они могут появляться в местах постоянного образования трещин (смотрим карту Мухора), да и в «линзе» по моему еще никто не погиб, так как машине тонуть некуда., под ней слой толстого льда. Но обморожение получить легко. Вот пример.
И еще один вид провала, который автор испытал на себе – это
воздушный пузырь, или так называемый
«ключ!».
Они, как я знаю, имеют место быть в Хара-Иримской губе дельты Селенги, около острова Кокуй и на так называемых «костылях» (район Костылевского мыса). Представляет собой скопление газа метана под тонким слоем льда. Скапливаясь там газ «отодвигает» воду от льда и нарастать лед в этом месте уже не может. Имеют размеры до нескольких метров. Увидеть при приближении можно только вблизи, если гололядка – то затормозить и увернуться не сможете – скользко. Увеличте скорость, машина может из него выскочить, как это случилось со мной. Но это был небольшой пузырь. На большом можно хорошо удариться. Смертельных случаев я так же не знаю, ибо глубина в данных местах только полтора метра, но повредить автомобиль можно серьезно. Так что если видите в данном районе много пузырей как на фото – осторожно лавируя между ними покиньте данный район. Ну а если снег на льду – уповайте на везение.
В конце опуса автор еще раз хочет подчеркнуть, что выезд на лед вне ледовых переправ незаконен и опасен. Призывов нарушать закон данный опус не содержит, а направлен на информирование рыбаков о возможных последствиях. Отдельную открытку хочется послать кабинетным придуркам из МЧС, которые заставляют своих работников подходить или подъезжать к людям и машинам на льду, увеличивать вдвое или втрое давление на лед в точке и втирать про опасность нахождения на льду. Особенно умиляют репортажи по перволедку, как мчс-ники с журналюгами в палатки к рыбакам стучатся на льду в 20-30 см и просят покинуть лед.
Однако абсурдами полна Россия, чо…
Так же еще раз хочу повторить, что это всего лишь мой личный опыт, он не является полным и не является гарантией безопасности, ибо Байкал непредсказуем.
Удачной всем рыбалки и сухих штанов!.