№5 Катушка Ангарская/Комиссаровская
Дата производства: 1965год
Диаметр: 165мм
Вес: 427гр
Ось: подшипникПередано в Музей: Фонд Музея Эта катушка попала ко мне в руки одновременно с аналогичной, но в таком ужасном состоянии, что все первоначальные выводы, которые я "экспертно" сделал в первые минуты осмотра, оказались неверными. Этому я хочу посвятить отдельный пост ниже. По факту - эта катушка сегодня - самая "древняя" в нашей коллекции и ее возраст более 50 лет. Ее конструкция абсолютно ни на что не похожа.
Во-первых, ее необычность состоит в том, что корпус выполнен из текстолита. Марка текстолита "ПТ" - "Поделочный Текстолит". Ранее таких катушек мне не попадалось. Катушка была заклинившая из чего я сделал первый ошибочный вывод о том, что ее элемент вращения - конус, это оказалось неверно. Экспонат надо было возвращать к жизни, и я принялся за реставрацию. Разбор катушки оказался несложным, отвернув барашек я легко отделил корпус от кожуха, и сразу первый сюрприз. По началу я почему то не обратил внимания на клепки в барабане катушки, которые видны спереди. Только сняв барабаня понял что он сборный - состоит из двух частей. Сразу хочу предупредить, что катушка на фото не имеет ничего общего с ее состоянием на момент ее приобретения. В процессе восстановления она была подвергнута двухсуточным замачиваниям в разных более или менее агрессивных средах, была обработана металлическими щетками и отполирована. Сначала это был просто кусок... чего то. Итак передняя (лицевая) часть барабана выточена из алюминия. Задняя накладка - это дуралюмин, причем со следами краски или грунтовки. Обратная сторона сторона накладки показала нам что узел вращения держится на четырех болтах с зашлифованными головками, слава богу не совсем заподлицо, и мне удалось без особого труда выкрутить их. Так же видны просверленные отверстия по кругу. Я уверен - это ошибочно размеченные отверстия под заклепки, мастер просто не "попал в размер" алюминиевого диска и ему пришлось пересверливать их.
Открутив 4 болта я добрался до узла вращения, и вот тут друзья, я был сильно удивлен конечно. Я увидел впрессованный закрытый подшипник. Не знаю, почему,но в душе появилась какая то радость! Технология! Но это были еще не все интересные открытия. Напомню что катушка представляла собой сплошной диск коррозии и грязи. Кстати, так же без труда открутив кнобы, я замочил всю эту историю в спец растворе. Я пожалел что не сделал фото до начала ее реставрации. После того, как элементы катушки "отмокли" и с любовью были почищены, начиная от металлической щетки на дрели, потом зубной еткой с зубной пастой,потом гравером с пастой ГОИ... потом опять все по кругу. Я пришел ко мнению, что корпус элемента вращения (фото) отлит вручную. Из-за многочисленных каверн в нем. Потом они был обработан на токарном станке, прессован подшипник и все. Между прочим вес узла вращения составил 47 грамм!!! Это очень много. Подогрев смазку подшипника, и немного добавив новой,подшипник мгновенно ожил, и стал замечательно вращаться. Видно что в алюминиевой юбке кожуха подшипника тоже насверлено лишних дырок... видимо была какая то подгонка. Кнобы очень легко тоже открутились и ожили после купания в приятной теплой мыльной ванне. Вообще, наверное эту катушку делали с очень большой любовью, НИ ОДИН болт не "закапризничал", буквально все открутилось без проблем. На обратной стороне кожуха через нарезанную сквозь текстолит резьбу вкручен болт, вроде как подтормаживатель, что ли, но реально пользоваться им невозможно.
Сюрпризы оказались еще не все. На текстолите были проставлены маркировочные штампы какие то... да даже если бы из и не было - все равно пришлось бы купать в мыльной ванне. И вот в процессе отмывки текстолитового (ОЧЕНЬ ГРЯЗНОГО) кожуха, мелькнуло нечто, заставившее меня резко выпустить губку из рук, чтобы не уничтожить то, что я увидел. Графитовым карандашом (простым)в районе места "дата изготовления" блеснули цифры "28.I.65". Это было целое открытие! Понятно, что этот цилиндр графита родился в 1965 году. Катушку могли изготовить и позже. Но в те времена материал не залеживался долго... Эта катушка - на мой взгляд - результат и немой свидетель экспериментов, когда стали появляться новые материалы, дуралюмин, текстолит, микроподшипники...
5521