Тергунин » 29 окт 2010, 00:06
Поздравляю ПОБЕДИТЕЛЕЙ фотоконкурса и благодарю его организаторов за проведение такого мероприятия, а также всех участников, порадовавших нас своими работами. Значение подобного «соревновательного» события, конечно, не столько выявить лучших фотографов среди нас, сколько дать шанс проявить свои таланты, познать что-то новое, немного поволноваться в предвкушении результата и еще раз убедиться, в каком же благодатном крае мы живем! Конкурсанты, вложив часть своей души в выставленные на конкурс снимки, раскрылись на форуме в большей степени, чем о них можно было сказать судя по аватарке и текстам в постах (отдельным «шпионам» даже пришлось назвать свои настоящие имена). Все работы достойны высокой оценки – что еще раз доказывает: главное не победа, а участие. Конкурс дал повод появиться на форуме новым лицам, хотелось бы верить, что их присутствие не ограничится только этой веткой.
От себя лично хотел бы добавить следующее.
Так же, как и многим из нас, хочется, чтобы конкурс фотографий «Байкал в объективе» получил статус «традиционного», и с каждым разом усложнял работу уважаемого жюри из-за все большего числа участников и высокого качества работ. Имея некоторый опыт «борьбы» с профессиональными редакторами «глянцевых обложек» готов поделиться теми требованиями, которые ставятся ими перед фотографами.
Понятно, что в первую очередь снимок должен быть четким (несмазанным), непересвеченным либо чересчур затемненным. Раньше, выставляя резкость и экспозицию вручную, эти моменты имели актуальное значение (помнится, что в советские времена даже специальные фотокружки были). Сейчас же мы об этом не задумываемся, техника все делает за нас. В этой связи большее значение придается СОДЕРЖАНИЮ (сюжету и композиции) снимка, какое общее впечатление оно вызывает у зрителя.
Виды снимков бывают разные, практически на всех фотоаппаратах выделены под них отдельные режимы: портрет, ландшафт, спорт, макросъемка и т.п. Если говорить таки о нашей основной тематике – рыбалке, то рыболовные снимки, главным образом, входят как раз в те категории-номинации, которые были в маяковском конкурсе: пейзажная съемка, процесс рыбалки, макросъемка. А также портрет рыболова с пойманной рыбой и снимки рыболовных принадлежностей крупным планом (та же макросъемка).
Интерес в пейзажной съемке представляют:
- места, недоступные большому кругу людей (как «Гора грехов на Ольхоне»);
- оригинальные формы природы (в нашем случае «Страж Тойсука», «Вольная лиственница», «Рыба-Кит»);
- пейзажи, передающие разнообразие красок природы (например, закаты и восходы, осенний лес, в нашем случае «Осень на Ольхоне», я, например, всегда в восторге от хорошего снимка реки, текущей среди скал или густой тайги, который снят с возвышенности, как у Степанова Романа в «Русской Швейцарии) либо наоборот ее суровость (в нашем случае «Снежный плен»);
Рекомендации из личного опыта:
1. снимок будет казаться более объемным и лучше воспринимаемым в пространстве, если у него будет проработан передний план (например, фотографируя товарища, красиво закольцовывающего нахлыстовый шнур на перекате, отойдите чуток в лесок и снимите его так, чтобы в угол кадра вошли лохматые ветки пихты и пожелтевшие листья березки; снимая горное озерцо включите в кадр камушки или кусты на ближайшем к вам берегу);
2. любой снимок природы будет намного интереснее, если его «оживляет» фигурка человека!
3. не позволяйте «разделить» кадр от одного его края до другого какими-либо длинными предметами, например, стволом ели, позади которой так красиво раскинулась река в лучах заката.
Линия горизонта по правилам должна занимать верхнюю или нижнюю треть снимка.
4. в кадре – один объект съемки. Не позволяйте находится в кадре нескольким одинаково значащим предметам. Они будут отвлекать внимание друг от друга и в итоге не будут иметь никакого эффекта. Классический пример воспел Б.Окуджава: «На фоне Пушкина снимается семейство…»
5. длинные прямые явления, типа дороги, таежной тропки, реки-ручья, должны располагаться наискосок по кадру.
6. используя сильный зум, можно «насытить» снимок. Например, при фотографировании омулевой камчатки на Чивурке задний план в виде Баргузинского хребта получался узкой полоской. Если приблизить хребет, в кадр входит пара-тройка палаток с рыболовами, что не дает должного эффекта. Но если отойти подальше и приблизить по-максимуму камчатку на фоне гор, получиться шикарное фото. Такие же красивые снимки получаются при фотографировании чего-либо на фоне заката.
Основные ошибки при пейзажной съемке:
- «заваливание» линии горизонта: она должна быть строго параллельной нижнему краю снимка;
- слабая проработанность переднего плана;
- наличие в кадре посторонних предметов, не имеющих никакого отношения к снимаемому объекту (кусок арматурины, туалетная бумага, окурки и т.п.);
- резкая контрастность предметов. Особенно это актуально в солнечную погоду, когда, например, один берег освещен, а другой в тени.
При этом последние два обстоятельства зачастую «вылазят» уже дома, когда просматриваешь снимки на компе и исправить недостатки можно только в «Фотошопе» (честно скажу, никогда этой программой не пользовался).
Байкальская рыбалка в отличие от западно-европейской прудовой – это всегда движение, процесс, смена обстановки, эмоции. Съемка в номинации стоп-кадр, подразумевающая поиск мгновения, который один может рассказать о всей сути происходящего – на мой взгляд самая сложная из всех вышеперечисленных. Попробуй, поймай определи это мгновение, да еще успей запечатлеть его! О, как трудно бывает оторваться от удочки и залезть в кофр, чтобы терпеливо ждать, когда твой товарищ наконец-то поймает рыбу и попадет в кадр со сгибающейся до воды удочкой и хариусом, делающим эффектную свечку!!! Как много было поймано крупного тайменя, но почему-то всегда он клевал либо ночью, либо у напарника в одной с тобой лодке, либо у тебя, а напарник, имея навыки фотать только домашние застолья, «завалил» тебе всю фотосессию. Почему когда под вопли восхищения напарников снимаешь свечку крупной рыбы, снимок получается смазанным либо резкость наводится совсем не на рыбу? Не зря один главный редактор одного известного рыболовного издания как-то высказал, что его «уже начинает нервировать от снимков красот матушки-России, мне бы «экшена» хоть чуть-чуть!»
Что можно посоветовать, чтобы сделать красивые «живые» снимки:
- проводить съемку с включенной функцией постоянного фотографирования. У некоторых фотоаппаратов такая функция включается отдельно (обозначена на панели тремя прямоугольниками друг за другом), у других, по-проще, можно снимать, постоянно нажимаю кнопку спуска затвора. «Минус» есть и у тех, и других: запись на карточку идет долго, и за это время можно упустить тот единственный миг. Тем не менее, из целого ряда фотографий всегда можно выделить самые лучшие, а остальные удалить.
- попросить напарника не форсировать вываживание рыбы, растянуть его во времени, чтобы бы было больше шансов успеть достать фотоаппарат и отщелкать сколько угодно кадров;
- ВСЕГДА ИМЕТЬ ФОТОАППАРАТ ПОД РУКОЙ. Именно по этой причине я в конце-концов отказался от работы с большими «зеркалками», которые постоянно мешаются и по этой причине остаются где-нибудь в лодке или рюкзаке. Современные «мыльницы» выдают качество, достойное для опубликования в хорошем журнале, и при этом влазят в карман. Здесь только не надо гнаться за дешевизной и пикселями. Достаточно знать, что хорошая «мыльница» будет стоить чуть дешевле «зеркалки». Из всех марок я предпочитаю «Олимпус» и «Кэнон». Тот же «Кэнон» «Джи 9» при всей своей компактности имеет 6-кратный зум, шикарную матрицу и соответствующую цену (порядка 19 тыс.рублей, хоть модель уже и устарела).
Основные ошибки:
- разница в экспрессии между объектами снимка (например, когда лицо рыболова не выражает никаких эмоций при виде красивой сильной рыбы);
- фотографирование в поляризационных очках, какие бы крутые они не были, и с сигареткой в зубах;
- наличие теней на лице от бейсболки или кепки;
- посторонние предметы на заднем или переднем фоне;
- кровоточащая рыба, вся в песке с отбитой чешуей;
- и самое главное: «обрезание» рук, головы, хвоста или ног. Необходимо учесть, что рыба и рыболов смотрятся на кадре намного лучше, если они находятся полностью в кадре. Если снимается рыболов с трофеем в руках, нижняя часть его тела уже особо неважна. Лучше сняться по пояс: и улыбочку будет лучше видно, и рыба займет гораздо больше сюжетного места.
- кстати, о рыбе. Все таки на фотографии важнее она, чем вы, которого ваши друзья и родственники видят почти каждый день. Поэтому постарайтесь, чтобы фокус был наведен все-таки на нее. Опытные фотографы наводят резкость по глазам.
- однотипные снимки. Как правило, снимок делается стоя в полный рост. Не ленитесь, поднимитесь на ближайший взгорочек-бережок или, наоборот, присядьте, а то и еще ниже. Буквально несколько сантиметров в ту или иную сторону – и у снимка совершенно иная композиция, иной сюжет, иное восприятие, в конце концов – ОРИГИНАЛЬНОСТЬ.
Надеюсь, эта информация подчерпнутая у профессиональных фотографов и из личного опыта, кому-нибудь станет полезной.
И под конец ИМХО по поводу конкурса, как человека, которому доводилось участвовать в подобного рода конкурсах и даже быть в жюри.
Какие бы фотографии не были хорошими, а желания организаторов привлечь как можно больше участников, всегда приходит финал, когда необходимо выделить всего несколько сильнейших, оставив других «за бортом». Процедура не всегда приятная, особенно если знаешь о профессионализме и амбициозности конкурсантов. И тут на помощь приходит принцип СПРАВЕДЛИВОСТИ, основанный на утвержденных, как правило, комиссионно, критериях оценки конкурсных работ. Сначала отсеиваются малоподходящие к номинациям, потом худшие по качеству, слабосюжетные, с ошибками, указанными выше. Остаются лучшие. А из них выбирается уже по увеличению: наиболее оригинальные, наиболее качественные, с проработанным сюжетом и композицией. Потом голосование и выявление победителя. Здесь всегда необходимо помнить об открытости в выборе критериев, по которым определяется победитель, чтобы остальные участники уяснили свои промахи и следующие их работы были намного лучше, а конкурс – качественнее.
Мне, например, интересно было поучаствовать в конкурсе, чтобы определиться, какой у него формат, в форватере которого будет делать выбор жюри. Все три победивших снимка приятного восприятия и достойны занятого места. Но мне, как еще имеющему мало опыта в макросъемке, хотелось бы узнать, почему победила эта работа, а не какая-нибудь другая. По первым двум номинициям мне может и все понятно, так как мы с членами жюри скорее всего читали одни и те же книжки по художественной фотосъемке, но ведь их читали не все участники конкурса.
С форматом конкурса тоже теперь понятно: он оказался не так строг, как я думал. Отправляя свои работы на конкурс, я придерживался двух критериев: темы конкурса и формата сайта, т.е. Байкал рыболовный. Но получилось так, что из более 60 работ к рыбалке имели прямое отношение чуть больше 10. На мой взгляд, все-таки маловато. А где же наши корифеи: Слава Шэ, Диня, Егорушка….
В этой связи у меня предложение организаторам рассмотреть вопрос о конкретизации какой-либо номинации в плане рыбалки либо в следующий раз ввести новую, касающуюся именно прекрасных рыболовных мгновений (необязательно связанных с поимкой рыбы).
З.Ы. Голосовал за «Рыбу-кит»: оригинальный снимок. Очередной шторм на Байкале, и это чудо можно уже не увидеть. Спасибо.
У рыбалки нет плохой погоды, на рыбалке есть плохой рыбак.