Ходовые испытания №2Место: Кольский залив и Баренцево Море;
Маршрут: Ретинское – Сеть Наволок – Тюва губа – Ретинское;
Длина маршрута – 80 км;
Даты: 04-05 октября 2014 г.;
Волнение: от 0 до 3-х баллов;
Ветер: от штиля до 14 м/сек;
Двигатель: 5 л.с., 11-17 час обкатки.
Место - так уж получилось, что вместо второго теста, который планировался на реках, вывел это каное в открытое море. Пройти на каноэ встречным курсом с авианесущим крейсером, с атомным ледоколом, пронырнуть выход ВМФ на учения, возвращаться вместе с БМРТ одним ходом и параллельным курсом – довольно забавные выходные, могу сказать. Авианесущий крейсер на малом ходу, как оказалось, гонит некоторую волну, которая слегка напугала, когда увидел половину неба, перемахивая ее в лоб. Серфинг и есть серфинг. Простите, на этот тест не взял камеру. Картины временами были фееричные.
Категория плавания (район плавания) - могу подтвердить, что SK430 – действительно каноэ категории «С», которое идет волну 2 метра. Именно такая волна была от авианесущего крейсера. Могу подтвердить, что SK430 безопасно идет 12-16 км/час малым и средним ходом при волнении 2-3 балла против волны. Но выше этой скорости начинается ацкий сплэшинг. Сам я не подлетал, т.к. находился позади миделя, а лодка такой длины с эйрдеком – хороший амортизатор сам по себе, а вот грохот барахла в бочках был сильным. Физику в целом не обмануть: легкое плоскодонное судно ведет себя на волне и зыби как легкое плоскодонное судно. Т.е., в октябре в Баренцевом море на SK430 комфорта несколько меньше, чем на килевой лодке с баллонами 50 см и мотором 25 сил. Обнаружив на Сеть Наволоке вельбот Береговой Охраны, я за пару секунд сообразил, что козырей для общения с вельботом у меня нет, кроме формального разрешения, а о дипломе ШДП, управляя пятисильной лодкой в октябре у Сеть Наволока, сообщать не стоит. В лучшем случае посчитают неадекватным. Береговая Охрана – структура серьезная. То, что она крайне вежливая, не отменяет ее серьезности. Поэтому я вежливо развернулся и настойчиво пошел туда, откуда появился. Такая лодка пригодна для диверсий, а не рыбалки у Сеть Наволока в октябре месяце. Уверен, что вельбот, как и перистые облака, были знаками. Привык прислушиваться к знакам, особенно в открытом море без гидротермокостюма и рации. Такая вылазка была необходима для проверки пределов мореходных качеств судна, и я его сделал на свой страх и риск. Не рекомендую повторять, особенно без наличия гидротермокостюма. При этом я принял остальные меры предосторожности и хорошей морской практики в том объеме, который считал необходимым: небольшое волнение, прижимной ветер, малое удаление от берега, телефон в герме, буек из бочки 38 литров и надутая герма 100 литров. Т.е., минут 10-15 на плаву до окоченения в запасе было, а ветер меня бы прибил к берегу за это время. Но главное – принял решение вовремя свалить. Дуть начало в 8 утра, резко и прилично, но к счастью попал я в эти условия уже у Тювы. В общем, мнение сложилось следующее: несмотря на допуск района плавания, не стоит ходить в октябре в Северном Ледовитом на плоскодонном каноэ под пятью силами. Это не правильно. Технически - можно (при условии погоды, прогноза и наличии укрытий). Логически – не логично. Логичны килевая лодка с баллонами 50 см, мотор 25 л.с., запаска 5 л.с., гидротермокостюм на 1 час, сигнальные средства и рация. В открытое море я бы взял на борт еще и спасательную лодку;
Транец - снимаю шляпу перед конструкторами лодки. Тест показал , что 100 мм от антикавитационной плиты до деки – идеал для неспокойного моря и прыжков на волнении. Увеличение транца на 95 мм немедленно привело к прохватам даже на спокойной воде (транец – 340, подъем – 95, дейдвуд типа под 444 мм), при этом максимальная скорость снизилась с 21,5 км/час до 16,8 км/час. Снял сразу. Через сутки уменьшил проставку до 70 мм (340 мм + 70 мм). Максимальная скорость возросла с 21,5 до 23,5 км/час, но при резкой перекладке румпеля более чем на 45 градусов (полным ходом) на волнении иногда возникал секундный прохват. Т.е., на весьмерке – десятке прохват будет больше, т.к. лодка не будет падать в водоизмещенку. Т.е., для моря и водохранилищ оставляю штатный транец. Для рек и мелких водоемов беру с собой проставку 70 мм. При этом с проставкой 70 мм нельзя вылезать из лодки при работающем двигателе, если он откинут в первое (минимальное) мелководное положение, т.к. система охлаждения может хапнуть воздух. На одном из видео – тестов есть подтверждение, что SK430 фигачит в глиссе на стандартном транце в первом мелководном положении, так что особо острой необходимости в проставке нет. Возможно, проставка 50 мм - нечто усредненное, что добавит 1-1,5 км/час и при этом не даст прохватов;
Ходовые качества - как уже писал, лодка идет в глиссе на половине дросселя с полезной нагрузкой (85+50) кг. Притом, самое странное, что ей наплевать сидит – ли в лодке один судоводитель, или еще + 50 кг багажа. В этом ее коренное отличие от ZODIAC Cаdet 285S. Вторая непонятная особенность комплекта оказалась в том, что роста оборотов двигателя от ¾ дросселя до полного газа ноль. Проверил тросик заслонки: он двигается до ограничителя, при этом оборотов не прибавляется. Как было 23,5 км/час, так и осталось. Что с нагрузкой (82+50) кг, что просто с 85 кг. В чем причина – в винте, лодке, моторе, комплекте – не знаю. Как добиться 27 км/час – тоже не знаю. В следующие выходные поставлю Меркурий 5 л.с. Если есть возможность, берите под SK430 мотор 8 - 9.8 л.с., т.к. шкура лодки весит 26 кг, а сама лодка имеет большой потенциал для скорости;
Расход топлива - на морской маршрут протяженностью 80 км израсходовано 11 литров бензина при полезной нагрузке около 130 кг. Двигатель работал во всех режимах. Состояние моря и погоды было очень разным, от штиля первые 2 часа до прыжков по волнам и противной мешанины со свежим ветром в лоб. Думаю, неплохой результат. Насколько помню, BRIG 350 с Ямахой -25 у нас ел около 30 литров на 80 км. Но, снова настаиваю, берите для этой лодки 8-9.8 лошадей, удовольствия будет полные штаны в хорошем смысле;
Комфорт - надувная палуба крадет 70 мм высоты, к этому добавляется кокпит 36 см. Решайте сами что приносить в жертву - комфорт или удивительные ходовые качества + экономичность. Сидеть и дергать треску в SK 430 так себе. Эта лодка сделана для движения, а не в качестве плавучего базового лагеря. Рыбачить лучше всего именно с банки, когда ноги не согнуты до пояса. Банку оставил одну.
Общее мнение по результатам морского теста - для моря взял бы более широкую SK470XL с баллонами 40 см плюс мотор 10-15 л.с. Но как вторую и чисто морскую купил-бы килевую безпайольную с дном и килем высокого давления. Безпайольную в целях смягчения ударов волн и вытаскивания на берег в одно лицо, в остальных случаях пайольную с надувным килем, чтобы во время рыбалки она лежала на волне и зыби только на баллонах, а надувной киль резал волну не подпрыгивая на волне надувным днищем.