Как выяснилось, дорога, по которой была сделана попытка выехать на реку, это остатки Игумновского тракта. В 1834 г. кяхтинский купец Игумнов подал царскому правительству прошение на прокладку через Хамар-Дабан частной дороги. Тяжелый путь от Кяхты и обратно тормозил товарооборот и мешал развитию торговых связей. В 1871 году правительство узаконило право кяхтинских купцов на владение новой дорогой. «Иркутская летопись» сообщает: «8 июня Высочайше утверждено мнение Государственного Совета об устройстве кяхтинским купечеством кратчайшей дороги от Кяхты до Байкала, с правом взимать за проезд по оной шоссейный сбор».
Этот тракт существенно сократил расстояние от Кяхты до Иркутска по ставнению со старой Хамар-Дабанской дорогой, проходившей через Чертовы ворота, и действовал десятки лет, пока не была построена дорога от Иркутска до Посольского монастыря.
Через четыре километра от первой ЛЭП дорога переходит в тропу (как раз до куда мы доехали) и всё-таки спускается к реке. После нескольких бродов начинается подъем на перевал Лангатуйские ворота. В общей сложности через три перевала дорога выходит на старый Хамар-Дабанский тракт.
Степанычь писал(а):Началось со штурма подступов к верховьям реки.
В верховьях там каменная пустыня