SATURN KaBoat SK430 - Первые ходовые испытания Даты: 27-28 сентября 2014 г.;
Место: Кольский залив, район Ретинское – Тюва губа;
Длина маршрута: около 40 км;
Двигатель: 5 л.с., на обкатке, 8-11 час обкатки;
Режим работы двигателя: от 25 до 75% дросселя;
Положение антикавитационной пластины: на 100 мм ниже уровня днища;
Дейдвуд: 1,2,3 положение, первое мелководное положение;
Вес судна: каноэ в сборе - 36 кг, судоводитель - 82 кг, бак бензина - 12 литров, мотор – 21 кг, багаж – 30 кг, итого - около 180 кг;
Первое впечатление - у плоскодонного КаБота практически нет осадки
и нет переходного режима, лодка сразу выходит на глиссирование, которое поддерживается на 50% дросселя даже в режиме "мелководье". Весь дизайн КаБота кричит: «Я сделан для движения! Мой конек – ходовые качества!»
Обводы корпуса, ускорение и легкость выхода на глисс этого каноэ имеют колоссальное отличие от предыдущей ZODIAC CADET 285S аналогичного веса (285 х 165 см, малая килеватость, пайольная, надувной киль).
КаБот берет разгон с места как скутер. Гидродинамическое сопротивление невероятно низкое. О дне низкого давления уже не плачу. Дизайн днища показывает, что это доска для серфинга;
Ход судна -
50% дросселя: 14/17 км/час (волнение, попутная зыбь);
60% дросселя: 18 км/час;
75% дросселя: 20/21,5 км/час (штатный транец 340 мм);
Тест показал, что груженый 130 кг SK430 идет в глиссе на половине дросселя необкатанной пятерки, что значит огромный запас хода;
Положение судоводителя - наилучшие результаты хода достигнуты при расположении судоводителя между второй и третьей банками, что равно 2/3 длины лодки. При этом очень желательно иметь удлинитель румпеля 450 мм для положения «на одном колене» и 600 мм для положения «полулежа на борту» или «стоя». Второе положение оказалось самым удобным для длинных дистанций или противном ветре с дождем. Лежа скорость увеличивалась на 1-1.5 км/час, угол и силу ветра не помню. Удлинители румпеля – сантехническая труба диаметром 40 мм длиной 1 метр и ценой 86 рублей. Никаких хомутов, держится намертво. Желательно сделать соответствующий удлинитель аварийного троса выключения зажигания. Для положения «стоя» можно вырезать квадрат из тонкой фанеры примерно 400 х 400 мм, но не обязательно. А вот леер с удобной ручкой желателен еще как, т.к. потерять равновесие при прохождении порогов вверх будет глупо. Управлять КаБотом с банки неудобно. Положение «на одном колене полужопием на борту» признал наилучшим. Также удобно сидеть на двух коленях и лежать боком;
Грузовой план - тесты показали, что наилучший дифферент, ходовые качества, наименьшее забрызгивание достигаются при расположении центра масс багажа на 1/3 длины судна; Расположение всего багажа в первой трети целесообразно только для освобождения 2/3 кокпита
Ход на веслах - стоковые весла имеют длину 142 см, большие лопасти и дают без напряжения 5.5 - 6 км/час.
Это значит, что при отказе мотора по каким – либо причинам КаБот позволяет продолжить маршрут или вернуться. В следующие выходные будет проведен тест байдарочным веслом, а затем и канойным. Грести с банки я не смог, весла задевают колени. Т.е., для длительной гребли необходимо байдарочное (каякерское) кресло, или грести с колена канойным. Или распашными с двух колен. Или с палатки с подпором рюкзака в роли спинки.
Но не с банки. Стоковые банки невероятно красивы и качественны, однако пригодны только для рыбалки или в качестве стола. Иными словами, 1-2 банки можно оставить в машине, снизив вес судна;
Такелаж - идеальный. Позволяет за пару минут закрепить весь багаж и держаться самому стоя с помощью леера;
Кокпит - 2,96 х 0,36 = 1.06 м кв. Ширина кокпита 36 см – для тех, кому нужен ход, ход, и еще раз ход. По реке вверх по течению, под слабым мотором в море со скоростью среднего мотора, волоком по порогам без сопротивления, 6 км/час на веслах, мелководье плюс узкие дебри.
Палуба высокого давления - не ожидал что она настолько жесткая в надутом состоянии. Весит около 4 -х кг. Хорошая штука. Палубу буду защищать линолеумом, пока клал пенокаучуковый коврик. Палуба сделана из скользкого (на морозе очень скользкого) ПВХ. Бежевый цвет на фоне черного смотрится круто, конечно, но как-то не по-русски.) Возможно, это защита от нагрева солнцем. Думаю во что ее засунуть (от песка);
Самоотливной клапан - один клапан для меня мал. Залив в лодку для теста литров 200, спускал не менее 5-и минут. На порогах это очень много, т.к. лодка немаленькая, а ворохать еще 100 - 200 кг в одно лицо обычно не смешно . Подумаю над дополнительными клапанами. Честно говоря, мембрана в клапанах мне вообще не нужна, т.к. все время нахожусь в вейдерсах, весь багаж в бочках или гермах, а съемная палуба имеет толщину 70 мм;
Транец - 340 мм. Почему такой низкий – уже знаю (для моря). Толстый (30 мм), высококачественный. Попробую поднять на 75 мм и провести повторные тесты скорости хода (будут 23,5 км/час). Ширина кокпита SK430 не позволяет потерять штырь дифферентовки дейдвуда Ямах, но не позволяет и менять дифферент на воде. Для этого надо сдвинуть двигатель на 10 мм от продольной плоскости лодки
Управляемость и курсовая устойчивость - SK430 держит курс как ракета, управляется так – же. Похоже на поведение классного мотоцикла с идеальным кастором. Хочу знать имя конструктора лодки и дизайнеры. Они создали произведение искусства в этом плане.
Остойчивость - лодка здоровая, пляски на баллоне не дали намека на крен. Десяткой специально лодку, может быть, и возможно кувыркнуть, но это сложно проверить. Что будет на порогах при якорении бортом за камень – посмотрим весной, сейчас мало воды. Байдарочный жилет будет – это точно. Байдарочное весло – тоже. Как и якорь в виде свинцовой отливки.
Курсовые стабилизаторы - не могу сказать какую роль они играют в офигенной курсовой устойчивости SK430, но позволяют тащить лодку по грунту не истирая днище и работают якорем на том-же грунте задним ходом. Т.е., вперед через канат или камни – пожалуйста. Назад – фиг, поднимать на 6 см. Притом, стабилизаторов две пары.
Були - офигительные. Позже выложу видео как они скользят по воде.
Качество изготовления - первые два месяца тестов пока показывают что заявление Сатурна соответствует действительности: качество изготовления и используемые материалы уровня Зодиака. Т.е., на вид безукоризненное, включая фурнитуру и банки. К банкам вообще жалко притрагиваться, настолько красивы.
Материал корпуса - 1 100 грамм на метр квадратный – серьезная заявка. Но я не совсем понял что помешало добавить две полоски ПВХ, вот здесь:
или просто увеличить ширину листа приклеенного днища, чтобы совершенно законно заявить - баллоны SK430 снизу имеют дополнительную защиту из ткани ПВХ 1 100 грамм на м кв."? При этом вес такого непробиваемого усиления был бы максимум (3,5 х 0,15 х 2) м кв. х 1 100 грамм/м кв. = 1,15 кг плюс клей. На фоне снаряженной массы в 36 кг это ничто. Особенно с учетом факта, что 3 банки этой лодке абсолютно не нужны, разве что катать детей. Не факт что такая защита нужна более чем 5% покупателей, но я был-бы рад. По крайней мере, резинки с двойным днищем ни разу не прокололись за 10 лет, а на камни влетал сотни раз. При этом, защита этих лодок потерта как шкуркой.
Сборка/разборка лодки - это песня.
Открыть три клапана. Скатать лодку с кормы в колбасу. Засунуть в сумку.
Все! Сборка в обратном порядке. Штатный ручной насос не спеша надувает лодку за 10 минут, несмотря на здоровый объем емкостей. Немного необычно работать руками, но насос большого объема и развивает высокое давление.
Диаметр баллонов - я опасался баллонов 33 см, т.к. люблю свой Турист - 2 с баллонами 39 см. Но прикол в том, что высота надводного борта равняется диаметру баллонов минус осадка. А осадка КаБота смехотворна из-за его здоровенной длины и надувной палубы толщиной 70 мм. Поэтому дотянуться до воды, как ни странно, с банки не легко, посадка над водой высокая;
Волок - у SK430 смехотворное гидродинамическое сопротивление и смешная осадка. Поэтому усилия при волоке тоже смешные
Обнос - удобнее всего оказалось на голове. Если снять палубу, банки и весла, то 26 кг не напрягают;
Результаты первых ходовых испытаний:
Прежде чем покупать каноэ с кокпитом 36 см ради ходовых качеств, рекомендую сначала спросить мнение жены, посадив ее в такой кокпит. Оно может отличаться от Вашего.
Эта лодка предназначена для выполнения вполне определенного набора функций, недоступных лодкам обычного "гражданского" дизайна. Если хотите, она похожа на лодки викингов, и задачи у нее те-же: скоростные набеги на отдаленные и/или труднодоступные акватории с сомнительным комфортом, но максимальной эффективностью. Комфорт принесен в жертву поразительным ходовым качествам. Не рекомендую брать такой узкий кокпит без предварительного теста или сплавного опыта. Такие снаряды, думаю, берут те, кто точно знает чего хочет. Такой дизайн выжимает максимум возможного из пятисильного двигателя, имеет ненормальную проходимость и однозначно отсекает обычные лодки мощностью менее 10 лошадей вверх по струе. Мне лично было-бы очень интересно сравнить ход "SK430" под пятеркой с "Ротаном - 400 Т" и неусиленным "SOLAR". Модель SK385XL имеет уже "гражданскую" ширину кокпита 52 см, баллоны 40 см, 5 отсеков и усиление днища, но весит 45 кг.
Следующий отчет будет о выходе в открытое море.